О молитве Б.Боев
О МОЛИТВЕ «ОТЧЕ НАШ»
Боян Боев
Предварительно скажем несколько слов вообще о молитве .
Во время одной из экскурсий с Учителем на Мусалу, летом 1926 года, мы собрались вокруг него, недалеко от нижнего Мусалинского озера. Во время разговора один брат спросил: «Учитель, зачем нужно молиться, если в Писании сказано, что Бог знает наши нужды?» Учитель сказал: «Да, Он знает наши нужды и приготовил для нас блага, а мы, когда молимся, идем, чтобы взять их». Это означает, что через молитву мы входим в созвучие с Божественным, становимся восприимчивыми к тому, что приготовлено для нас и принимаем его. Поясню это на примере. Один наш брат рассказал случай из своей жизни. Несколько лет назад, когда он ехал из провинции в Софию, его первым делом было – встретиться с Учителем. Это было зимой, был снег, холод, пурга. Он приехал поздно ночью, пошел к дому Учителя на улицу Ополченская 66, остановился у дверей, не решаясь постучать — не беспокоить Учителя в столь позднее время. Постоял какое-то время, но почувствовал, что замерзает. Наконец, он осмелился и постучал, но так слабо, что сам едва услышал этот стук. Не смотря на это, в этот момент в комнате Учителя загорелся свет, загорелся он и снаружи. Учитель вышел и открыл. Через какое-то время брат спросил: «Учитель, Вы знали, что я жду снаружи, у двери, зачем же нужно было стучать?» Учитель ответил: «Таков закон: стучите и вам отворят; просите, и дано вам будет; ищите, и найдете». (Мф.7;7)
Молитва – это стук, желание, поиск. Это прошение к Небу, на которое отвечают разумные силы. Ее более глубокая сторона: она – общение с Небом. С помощью молитвы образуется связь между человеком и Богом, и то, что есть у Бога, переливается в человека. Поэтому молитва – это метод для развития в человеке любви. Во время молитвы Бог говорит ему, учит его изнутри. Поэтому через нее в человеке рождается новое знание, новые идеи – они идут от Бога. Учитель говорит: «Молитва становится истинной, когда человек хотя бы на миг переживает Божественное состояние. Это говорит о том, что он создал контакт с Божественным миром». И еще: «Я называю молитву пропуском, потому что, если встанешь утром и не помолишься Богу, все ангелы, которые Ему ревностно служат, не дадут тебе войти в Жизнь».
Учитель рекомендует следующее: тот, у кого больше времени, пусть произносит молитву «Отче наш» медленно, примерно полчаса, делая паузы после каждой части. В этих паузах к нему придут новые идеи, его будут учить изнутри. «Вы читаете «Отче наш» быстро и мир не становится лучше». Он дает и другое правило: помолившись, не приступай к работе сразу же, подожди какое-то время, побудь какое-то время пассивным, в состоянии ожидания, пока не получишь изнутри отзвук своей молитвы, благословение, маленький дар. Кто не знает этого правила, тот, закончив молитву, сразу же хватается за метлу и начинает какую-то другую работу.
Учитель рекомендует еще вот что: когда тебе зададут какой-то вопрос, не старайся ответить тут же, подожди немного, сосредоточься, вслушайся в себя, чтобы услышать изнутри, что говорит тебе Бог, и после этого отвечай.
О молитве «Отче наш» Учитель однажды сказал, что это самая лучшая молитва. После нее идет «Добрая молитва», в которой, согласно Учителю, есть 10 ключей, представляющих собой 10 возможностей для постижения. Ниже мы рассмотрим молитву «Отче наш» по частям.
Отче наш
Отче
Это слово наводит на глубокие размышления. Если Бога называют отцом, из этого следует, что любое существо имеет божественное происхождение, в глубине любого существа живет Бог. А раз так, нужно доверять тому добру, что живет во всех существах. Как плод грецкого ореха, содержит в себе свойства всего дерева, так и каждое существо содержит в себе свойства Божественного. И как мы уверены в том, что из посаженного ореха непременно вырастет целое дерево, так нужно быть уверенными, что Божественное в человеке пробудится и так будет заложена основа новой культуры.
наш,
Если Бог – отец всех, значит все существа – братья. Слово наш говорит нам, что братство – это идеал, к которому нужно стремиться и обозначает всемирное братство. Оно означает, что нужно работать, чтобы на Земле воцарилось братство. Это слово уже определяет направление развития, определяет характер новой культуры. Это будет культура братства и сестринства.
Cущий на небесах
Под Небесами подразумевается Божественный мир. Значит, духовное – основа мира. Мир – это не мертвая тишина, не мертвый механизм, за ним есть Небо, есть духовный мир. Небо — это не что-то оторванное от физического мира; силы, которые руководят явлениями в физическом мире, приходят из Божественного мира. Небо – это то разумное, что руководит явлениями природы. У Духовного мира есть корни на Небе; корни мира духовные. За всем, что мы видим в природе, стоят силы, которые мы называем Небом, т.е. Божественным. Бог – это основа всего Бытия. За видимыми формами мы везде должны видеть присутствие Бога.
Да святится имя Твое
Эти слова связаны с любовью. Когда мы проявляем любовь, мы освящаем Имя Божье. Произнося эти слова, мы хотим сказать: «Господи, пусть Твоя Любовь протечет через все сердца, пусть все существа станут существами любви, войдут в ее храм; пусть Твоя Любовь зальет мир!» Учитель говорит: «Наша жизнь на Земле обретет смысл только тогда, когда мы проявим Божью Любовь, когда войдем в соприкосновение с великой силой Любви. Тогда мы будем рядом с Истиной, которая даст нам красоту жизни». «Ты не можешь любить, если в тебе нет Бога». Любовь – единственная сила, которая связывает нас с Богом, а не его внешнее величание. Это, то существенное, которое может сделать нас сильными на физическом плане. В этом состоянии вы чувствуете, что можете вместить в себя весь мир. Когда это уходит, вы опять становитесь обычным человеком и удивляетесь: что это со мной было! Вы много раз были близко к этой Любви и поэтому все к ней стремитесь. Эта Любовь придет!
Только когда смотришь ты на кого-то глазами любви, можно увидеть тот мир красоты, в котором живет человеческая душа. Только тогда ты видишь в ней то, чего не видит никто другой.
Учитель говорит: «Нужно любить Бога, чтобы научиться любить и ближнего. Почему? Потому что, если у нас есть любовь к Богу, Он посетит вас, и через вас проявится Его Любовь». Любить Бога в ближнем – это искусство. Это идеал возвышенной души. Это высокая горная вершина, которой достигает человеческая душа в процессе своего развития. И ты начинаешь видеть мир в новом свете. Тогда ты добрался до великой тайны Бытия. Разумная природа доверит тебе ключи сил, которыми располагает. Так ты дорастешь до высшего осмысления жизни. И когда люди дорастут до этой великой идеи – любовь к Богу в ближнем – придет истинное объединение человечества. «Ты никогда не сможешь примириться с человеком, пока не увидишь в нем Бога. Даже твой злейший враг, если ты возлюбишь в нем Бога, капитулирует, потому что в нем проявится Бог, и он сложит свое оружие».
Говорят, что можно любить кого-то, но прежде нужно его узнать, узнать – заслужил ли он твою любовь. Это важно для светского человека. Для ученика закон другой. Учитель говорит: «Любить человека, дарить ему любовь бескорыстно, не думая, заслуживает он ее, или нет – это искусство. Только так ты увидишь последствия своей любви. Каждое живое существо заслуживает того, чтобы его любили. Пока ты дозируешь свою любовь, ты всегда будешь рассматривать все по форме, и будешь себя сдерживать».
В новой культуре побуждающим импульсом для каждого нашего поступка будет любовь. "Если кто-то придет попросить тебя о чем-то, не торопись ему это дать, подожди, пока к тебе не придет любовное побуждение, и тогда дай. И ты испытаешь радость, что исполнил Волю Божью, потому что не мы хозяева в этом мире".
Когда ты кого-то любишь, ты вносишь в него свои богатства. Он становится богатым, его начинают любить и другие люди, не понимая, что их привлекают его богатства. Рост любви — вечный, непрерывный процесс. Целую вечность к человеку будут приходить все новые и новые откровения о любви, она будет ему раскрываться во все в новых и новых формах, в новых красивых мирах. Учитель говорит: "Видишь эту маленькую бабочку? Обратись к Господу и скажи: "Господи, благослови ее!" Видишь дерево — помолись о том, чтобы Бог его благословил. Видишь источник — пожелай, чтобы Он благослови и его. Встретишь маленького ребенка — пожелай, чтобы Бог благословил и его".
Да святится Имя Твое — этими словами мы определяем, что любовь — основа новой культуры. Она — ключ к решению всех социальных вопросов.
Да приидет Царствие Твое
Эти слова связаны с Мудростью. Под Царствием Божьим подразумевается проявление Любви через Мудрость. Этими словами мы просим, чтобы нам дана была мудрость, которая укажет нам методы проявления любви. Мудрость — это Божественная наука, содержащая знание глубоких законов, на которых построена жизнь. На каждую область жизни эта Наука проливает свет, который помогает нам жить по этим законам.
В беседах и лекциях Учителя изложены именно законы и принципы, по которым устроена жизнь тела, ума, сердца, души и духа; также в них содержаться методы правильного развития человека и его правильного общения с Разумной Природой. Все эти законы и методы находят практическое применение в жизни, потому что почерпнуты из самой природы, — это проверено. "Не верьте тому, что я говорю — проделайте опыт, и судите по результатам".
Слова Да придет Царствие Твое связаны также с Божественной Правдой. В Писании сказано: "Ищите же прежде Царства Божия и Правды Его, а все остальное приложится". Чего требует Правда или Справедливость? Первое, поскольку во всех существах живет Бог, справедливость требует уважения ко всему живому, священного чувства, благоговения. Какое-то существо сегодня может быть и не развитым, но Бог, который видит в вечности, знает, что выйдет из него в будущем, у Него на это существо есть Свой план. Второе, Правда или Справедливость требуют правильного распределения благ между всеми существами. Если какое-то существо рождено на Земле, оно, уже по факту своего рождения, имеет определенные права — на развитие, прогресс и хорошие условия. Все эти права должны быть ему даны. Высшая Божественная справедливость требует, чтобы мы учитывали эти его права. Значит, с самого момента его прихода на Землю, Разумная Природа дала ему определенный кредит, чтобы он мог расти и развиваться; если же мы лишает какое-то существо благоприятных условий для жизни и прогресса, мы, тем самым, нарушаем Божественную правду.
Да будет воля Твоя
Эти слова связаны с Истиной. (Как мы видим, в молитве "Отче наш" выражены три основные принципа Белого Братства: Любовь, Мудрость и Истина).
Учитель говорит: "Какое значение имеет исполнение Воли Божьей? Когда Божья Мысль направлена на вас, реализуется все, чего бы вы ни пожелали. А чтобы Божья Мысль была направлена на вас, у вас должно быть желание исполнить Волю Божью так, как никто до сих пор её в Болгарии не исполнял".
Слова Да будет воля Божья содержат две вещи. Первое: Воля Божья, в глубоком смысле слова, состоит в том, чтобы дать возможность Богу, все больше и больше проявляться через нас, мы и места в себе должны Ему дать как можно больше. Именно в этом состоит эволюция. Если понаблюдать за природными царствами — минеральным, растительным, животным, человеческим и ангельским, можно заметить, что, чем выше мы поднимаемся по лестнице развития бытия, тем в большей степени проявляется Бог. В этом и состоит цель и сущность развития. Когда мы говорим Да будет воля Твоя, этим мы хотим сказать: "Господи, помоги нам проявлять Тебя через нас все больше и больше".
Исполнение Воли Божьей прежде всего включает в себя проявление любви, потому что, когда мы ее проявляем, мы, по сути, проявляем Бога. Исполнение Воли Божьей означает еще и работу над развитием всех способностей и задатков, которые Бог в нас вложил. В этом смысл притчи о талантах. Учитель говорит: "Почему мы страдаем? Потому что создаем препятствия Божественному Духу, живущему в нас, ограничиваем Бога в себе".
Второе: слова Да будет воля Твоя связаны со служением Богу. Это означает стать соработниками Бога. Пока человек служит самому себе, народу, человечеству, он еще не пришел к высшему осмыслению жизни. Высший смысл он вкладывает в свою жизнь, когда начинает служить Богу. И ангелы не знают ничего более великого. А служение Богу включает и служение самому себе, народу и человечеству. Учитель говорит: "Если мы начнем работать для Бога, тогда все наши желания, которые относятся не к нашей личной жизни, а к жизни нашей души и нашего духа, будут исполнены. Если все, что мы делаем, мы будем делать для Бога, и делать из любви, знаете ли, какой переворот произойдет в умах и сердцах всех людей?" — Почему? — Потому что, когда работаешь для Бога из любви, ты становишься источником великой Божественной силы, которая излучается из тебя и преображает окружающих.
И на Земле, как на Небе
Наверху, на Небе, установлен идеальный порядок, там идеальные условия. И тот порядок, что царит наверху, должен воцариться и внизу, на Земле. Как? — Наверху, в жизни высоко развитых Существ, прилагаются Любовь, Мудрость и Истина. Приложив эти принципы здесь, внизу, мы можем таким же образом жить и на Земле.
Хлеб наш насущный, дай нам днесь
Эти слова можно понимать и в буквальном, и в переносном смысле. С одной стороны они означают наше осознание того, что все, чем мы располагаем на Земле, — это дар от Бога. С другой стороны, в оккультной символике, хлеб символизирует Слово Божье. Мы осознаем, что это пища наша насущная.
Один из способов, которым приходит Слово, которым Бог говорит нам изнутри, это так называемые импульсы Духа. В одном частном разговоре Учитель сказал: "Какое главное условие развития человека? — В нас постоянно приходят импульсы от Духа. Они — главный стимул нашего развития на великом пути к совершенству. Мы должны вслушиваться глубоко внутрь себя, чтобы уловить эти импульсы. Это Слово Бога". Внутренние импульсы учат нас , подталкивают к добру, разумности, чистоте, любви, правде. Они толкают нас вперед. Чем внимательнее мы , чем пробужденней наше сознание, тем точнее мы их улавливаем. Это тоже каждодневный хлеб.
В другом разговоре Учитель снова сказал: "Бог постоянно говорит человеку изнутри". Если человек будет вслушиваться, он будет слышать эту речь — это все те красивые желания, мысли, стремления, что приходят к нам изнутри. Чтобы слышать Бога, нужно создать в себе спокойствие, тишину, глубокий мир, потому что Бог говорит тихим голосом. Учитель говорит: "Я дам определение, как действует тихий голос Бога: когда ты слышишь этот нежный, тихий голос, твоя душа раскрывается и ты, как будто, обнимаешь всех людей, вокруг тебя нет ничего чужого, ты везде — и среди святых, и среди ангелов, и среди божеств. Твоя душа начинает вибрировать, как свет Божественного огня, и ты всем готов пожертвовать для Бога".
Каждый день к человеку должна изнутри приходить новая мысль, новая идея. Если в какой-то день в нем не родится новая мысль, этот день для него потерян. "Каждый день Бог говорит новое, потому что в Нем есть великое разнообразие, ничто не повторяется". Утром, когда встаете, посмотрите внимательно, приходит ли вам на ум новая, Божественная мысль. Если пришла, какой бы маленькой она ни была, держитесь за нее. Приятно, когда человек встает рано утром и Господь ему говорит, а он, затаив внимание, вслушивается в эту новую мысль".
Говоря "Хлеб наш насущный, дай нам днесь", мы хотим сказать следующее: "Господи, давай нам всегда Твое Слово и помогай нам стать способными слышать то, что Ты говоришь нам изнутри". У этого вопроса есть и другая сторона. Однажды Учитель сказал, что все, что мы видим в природе вокруг себя: цветы, деревья, животные, реки, горы, звезды – все это тоже Слово Божье. И мы должны изучать эти вещи, это Слово. Значит, Бог говорит нам не только изнутри, но и через все, что Он создал, через всё Свое творение. Оно представляет собой грандиозный образ Слова Божьего, великую Книгу, написанную Им. И когда мы молимся о хлебе насущном, мы просим: «Господи, сделай нас способными читать то, что Ты написал во всём, что Ты создал, и что мы видим вокруг себя».
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим
Почему нужно прощать? Если кто-то обидел нас или навредил нам, он сделал это по незнанию, по недоразвитости. Кто-то скажет: «Как же так? Это интеллигентный, культурный человек, он очень хорошо понимает, что такое добро!» Действительно, он многое знает, но, в то же время, многого и не знает – не знает великого смысла жизни, не знает его мистичной основы. Поэтому, давайте будем снисходительнее. Так сделал на кресте и Христос словами: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят»,
Учитель в одной из бесед сказал, что прощение будет ложью, если оно не сопровождается любовью к тому, кому мы прощаем. Если человек нас обидел или навредил нам, это не должно влиять на наше отношение к нему, потому что отношение к нему – это отношение к Богу в нем. Если на нашу любовь к кому-то влияет проявленная им слабость — это человеческая любовь.
Слова "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" — это выражение следующего закона: Как ты относишься к другим, так Бог относится к тебе. В сущности, Бог всегда любит каждое существо, и не меняет свое отношение к нему. Но, не прощая окружающих, человек сам ставит преграду между Богом и собой, и это мешает ему принимать Любовь и благословение Бога. То есть, не прощая, человек становится невосприимчивым к тому, что идет от Бога, а внешне это выглядит так, как будто, это Бог ему не прощает.
И не введи нас в искушение
– Учитель говорит, что эти слова нужно понимать так: Господи, помоги нам, чтобы из-за нашего невежества и нашей глупости мы не впали в искушение.
Но избави нас от лукавого
Отставшие в развитии существа могут завладеть человеком, когда сознание его не бодрствует. Когда человек поддерживает связь с Богом, он огражден и защищен от плохих влияний.
Ибо Твое есть Царствие и Сила, и Слава навеки. Аминь.
Здесь "Царство" — это Мудрость, Сила – Истина, а Слава – Любовь. Словом "Твое" мы подтверждаем, нет мудрости кроме Божьей Мудрости, нет истины кроме Божьей Истины и нет любви кроме Божьей Любви. И если это так, значит, все в мире совершается ради торжества Божьего Дела, а именно: чтобы все существа достигли совершенства и содействовали осуществлению Божьего плана.
Перевод Светланы Васильевой
Опубликовано в сборнике "Пшеничное зерно №19"