Слово об Учителе-Паша Теодорова-1955

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

Паша Теодорова

«Изгревът» на Бялото Братство пее и свири, учи и живее.

С.2000, т. XIII, с.268-275

Перевод Островой Е.И. (М.2008)

Паша Теодорова

Дорогие браться и сёстры, дорогие гости!

Прошло 11 лет со дня 27 декабря 1944 года. Мы и до сего дня продолжаем говорить об Учителе всё также восторженно, с энтузиазмом, как мы говорили в прошлом. И мы будем продолжать говорить о нём с ещё большим воодушевлением и энтузиазмом, ибо только будущее может говорить об Учителе. Будущее – это его время.

Образ Учителя не потонул в глубине, не скрылся где-то вдали, но взошёл как мощное, яркое солнце на его собственном горизонте так же, как и на горизонте всех тех человеческих сознаний, которые ищут истину и свободу.

Мы радуемся, когда видим, как каждый день и час дело Учителя зреет и созревает, а его образ становится всё более светлым, мощным и великим. Его образ светит, как маяк в мрачной ночи человеческого сознания и как солнце в день пробуждения человеческих душ.

Мы видим Учителя, облачённого изнутри и снаружи в одежду живого Слова, познаём его как воплощённое Слово Божие и таким его принимаем.

Он поставил Слово Божие на высокий пьедестал, чтобы оно светило с него и служило ориентиром всем тем, кто сбился с пути, а также тем, кто ищет истину и свободу, мудрость и знание, любовь и истинную жизнь. Он передал Слово языком Любви, при этом в высокой, чистой, совершенной гамме.

Те, кто узнаёт Учителя и понимает его, свободно и справедливо могут сказать о нём: «Вот человек! Вот космический человек!»

Что принёс человечеству Учитель? Самое большое богатство в мире, самый большой дар для человеческой души – живой хлеб, сшедший с небес, Слово Божие.

Что представляет собой Слово Божие? - Всё, чего человеческая душа желает, всё, что человеческая душа ищет. Если она ищет науку, знание, свет, она найдёт их в нём; если ищет силу и жизнь, и это найдёт; если ищет истину, свободу, простор, и это найдёт; если ищет методы, правила и законы настоящей жизни, законы правильного развития, и их она в нём найдёт. После того, как Слово Божие даёт человеку всё, в самом конце оно его испытывает. Оно – пробный камень, на котором сегодня проверяется всё человечество. Оно подвергает экзамену всех мужчин, женщин, детей, учителей и учеников, управляющих и управляемых, все – на экзамене. Все стоят перед последним экзаменом на аттестат зрелости, – говорит Учитель. Откуда мы это узнаём? Из тысяч бесед – они есть у нас напечатанные, и ещё из тысяч, которые предстоит напечатать.

Мы видим Учителя в различных формах, в различных положениях. Мы слышим его как большого, великого оратора, который со своей маленькой, скромной кафедры целых 50 лет развивал в многочисленных беседах Слово Божие. Они представляют собой длинную речь, настолько длинную, как длинна жизнь, и бесконечную, как вечность. Где звучало Слово? - В этом зале, в том зале, в горах, в лесу, в долине, на озёрах, на вершинах - оно звучало везде, это длинное, необъятное, бесконечное Слово.

Мы видим Учителя за кафедрой, развивающего научные максимы, теории, законы и стройные системы, которые могут быть применены и дать хорошие результаты в практической жизни человека. Мы видим его вновь – как великий маг, спустившийся с высот жизни, он с большим искусством разрежает сгущённые формулы научных истин. Так с большим мастерством Учитель продолжил великое дело Христа. Когда он берётся за какой-то евангельский стих, трудный для понимания, он его разрежает с искусством великого алхимика, и не в воде, в спирте или эфире, не в кислотах и основах, но растворяет его в эликсире жизни – жидкости, которая не испаряется, не разлагается, не гниёт. Он предлагает его человечеству как материал, условие для развития и работы.

Мы видим его в качестве большого трансформатора на заводах жизни, разумной природы, трансформирующего человеческие состояния, трансформирующего энергии целостной жизни. Мы видим его как врача, хирурга, оперирующего без ножа, – все операции успешны. Они не затрагивают живого тела. Мы видим его как великого учёного, излагающего большие знания, истины, опробованные в веках. Нет исключения в истинах, представленных Учителем.

Вот он сидит на своей кафедре, открывает Евангелие, перелистывает его, а мы думаем про себя, на каком стихе он остановится, что нового скажет. Мы слышим, как он говорит о притче про фарисея и мытаря, читает притчу, которую все знают. Что же особенного он скажет? Фарисей это фарисей, а мытарь есть мытарь. Из десяти строк притчи развивается целая величественная беседа. Здесь Учитель мастерски рисует два образа, два колосса. Один, вставший на вершину своего сознания, проникнутый гордостью и тщеславием, посылает свою молитву Богу. Другой, стоя в долине жизни, - мытарь – со смирением и раскаянием также посылает свою молитву. Мы видим обоих, и не только там, где они встали в храме, но слышим, как Учитель с мастерством большого каббалиста представляет эти два образа в числах, он представляет их и с френологической, и с физиогномистической точек зрения. Притча оставляет нам два живых образа – границы, между которыми движется человеческая личность как фарисей и как мытарь.

Едва закончилась эта, как идёт другая беседа, в которой раскрывается идея о ближнем в лице доброго самаритянина. По нашему человеческому пониманию ближний определяется родовой и кровной связью, но мы слышим здесь прекрасную мысль об истинном ближнем. Ближний это каждый, в ком бьётся пульс. Откуда он, кто он, каков, не важно. Раз он пульсирует, раз бьётся в нём космический пульс Вселенной, управляющий всей природой, он наш ближний, – так мы понимаем истину.

В другой беседе говорится о блаженствах. Например, сказано: «Блаженны кроткие и смиренные, ибо они наследуют землю». Мы говорим: «Если я буду кротким, значит я овца. Буду смиренным, значит стану мостом, каждый пройдёт по моей спине. Не хочу быть ни одним, ни другим». Но мы внимаем тому, что говорит Учитель, и превращаемся в слух и мысль. Мы слышим: «Кроток тот, кто организовал в себе все силы, кто запряг все энергии и стал господином своей низшей природы, своего низшего начала». А о смиренном Учитель говорит: «Смиренен тот, кто выработал в себе такие моральные устои, такой крепкий стержень, что никакая земная сила не может его ни согнуть, ни сломать». Мы путешествуем вместе с мыслью Учителя, и перед нами проходят чередой бесчисленные темы разнообразного характера, притчи, стихи из Евангелия, выстраиваются различные формулы, с которыми работает самый знающий математик.

Мы видим Учителя как большого алхимика в новейшей химии, в метахимии, в психохимии, в живой химии – он ставит различные опыты, превращает элементы друг в друга, объединяет простые элементы в сложные соединения. Так, например, из живых элементов – Веры, Надежды и Любви – образуется одно соединение; из Любви, Мудрости, Истины образуется другое соединение; из Правды и Добродетели – третье соединение. Он сочетает три элемента в стройные системы, в живые соединения, которые предлагает человечеству как методы для сознательной и разумной работы, для правильного и гармоничного развития, которого ищет человеческая душа.

Так мы понимаем, что означает собой Слово Божие. И в проявлениях Учителя в самой жизни, которая представала перед нами, как на ладони, мы видели всё, что относилось к Слову Божьему.

Имея Слово, этот великий дар человеческой душе, это большое богатство, мы спрашивали себя: «Почему и доныне существует так много страданий, столько трудностей, противоречий, болезней в жизни?» В виде ответа я воспользуюсь одним примером из беседы Учителя. Некий бедный человек, большой горемыка, жил на окраине крупного города в маленьком полуразрушенном домике. Днём он выходил искать себе пропитание, а поздно вечером возвращался домой. Путь, по которому он шёл, пролегал через большой мост. Здесь он останавливался отдохнуть от трудностей и неудач. Жалкий, потерявший всякую уверенность, он оплакивал свою судьбу, проклинал час, в который родился, и искал вину во всём окружающем: в богатых людях, в условиях жизни, но никогда не искал причину в себе. Так продолжалось много лет. Часто добрая судьба сопровождала его и шептала ему, как найти путь, как улучшить жизнь. Однажды она решила ему помочь и оставила на мосту, там, где он постоянно проходил, суму с золотом, чтобы он ею воспользовался. В тот вечер, проходя через мост, он разочарованно сказал: «Вот уже столько лет я прохожу по этому мосту с открытыми глазами и никогда ничего не находил, ничего особенного не замечал. Закрою сейчас глаза, пусть хотя бы так научусь чему-нибудь». Он закрыл глаза, но отклонился с пути, и сума осталась в стороне, неиспользованная. Он вернулся домой ещё более несчастным, измученным и начал горько плакать. Он почувствовал, что потерял что-то, пропустил какой-то благоприятный случай. Но добрая судьба и тут его не оставила, она постоянно ему шептала: «Вернись дорогой отклонения, а затем прими правый путь. Так ты найдёшь суму с золотом, которая тебя ждёт. В ней кроется твоё благо».

Добрая судьба и доныне всё это ему нашептывает. Она шепчет всем нам: «Вернитесь, сойдите с дороги отклонения и с этого места начните истинную жизнь».

Добрая судьба говорит всем: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

«Изгревът» на Бялото Братство пее и свири, учи и живее.

С.2000, т. XIII, с.268-275

Перевод Островой Е.И. (М.2008)

_____

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ 1954