Музыкальные оккультные упражнения
Музыкальные оккультные упражнения от Учителя Беинсá Дунó и их переложение для фортепиано
Музыкальная редакция, переложение для фортепиано и комментарии М. Папуша здесь или здесь (в формате PDF (текст и ноты)
Учитель о музыке1
Переводчик М. Папуш
Музыка – глубокая сфера Бытия. Ее создали великие, разумные существа; мы знаем их под общим именем ангелов.
Когда на заре жизни ангелы пробудились на небе, они начали петь, и когда они запели, начал создаваться мир. Ангелы, которые понимают Божественные законы, создали вселенную под верховным руководством Божьего Духа и выразили это величественное творчество в музыке. Вот почему в музыке кроются великие законы мирозданья. Это законы творческого Духа Бытия. Божий Дух работает музыкально. Можно сказать, что музыка, в которой звучит гармония чисел, - это материализованное движение Духа.
Музыка, как искусство ангелов, – соединительное звено между миром ангелов и миром людей. Они пришла из святилищ посвященных.
В человеческом мире, в мире земного человечества, проявление музыки связано с пробуждением сознания. Хотя самосознание зародилось у людей около трехсот тысяч лет назад, музыка, как творческое проявление человека, как способность, выражающаяся в пении и игре на музыкальных инструментах, ведет свое начало от недавнего времени – от третьего-четвертого тысячелетия до Р.Х. До этого времени музыка в сегодняшнем смысле не существовала. Так, например, люди расы атлантов не были музыкальными, что особенно ясно видно при исследовании их черепов.
Музыка – это дыхание души. Душа дышит посредством музыки. Музыкальный мир – это среда, через которую душа проявляется на земле. Без музыки, без музыкальной среды, образуемой миром музыкальных тонов, душа и дух человека не могут проявиться. Любовь без подходящей музыкальной среды тоже не может проявиться. А Любовь – это великая реальность жизни. Когда мы говорим, что Любовь не может проявиться без музыки, мы подразумеваем разумный ряд зависимостей в проявлениях природы. Музыка – это среда для сознания, то есть того внутреннего организма человека, посредством которого душа пробуждается для мира. Сознание – это среда для человеческого ума, а ум – среда для Любви. Так они расположены в восходящем направлении.
Мощная сила кроется в музыке. И если люди хотят перевоспитать себя и вырастить новое поколение, которое могло бы стать носителем красивого и возвышенного, они должны положить в основу воспитания музыку в широком смысле слова. Если бы люди применяли музыку как один из разумнейших методов для работы, они не тратили бы столько времени и энергии, получая столь малые результаты. Если люди с таким трудом постигают вещи, это показывает, что они еще не работают музыкально.
Все в природе вибрирует, и эти вибрации разносятся как музыкальные волны. Поэтому можно сказать, что все в природе – музыка. На земле, где живет так много живых существ, разносится непрерывная музыка. Музыка звучит в течении ручьев и рек, в вечно волнующейся воде морей и океанов, музыка носится в воздухе, в веянии ветра. Есть музыка в шуме листвы, в голосах птиц и животных, в журчании ручьев. Часто, когда ветер раскачивает деревья, в лесу раздается величественная оркестровая музыка, которая для человека с тонко развитым слухом звучит как симфония. А если у человека пробуждается космическое сознание и начинают развиваться способности, позволяющие ему более тонко различать цвета, тоны и звуки, он начинает улавливать величественную симфонию, которая звучит в мировом пространстве. Он начинает слышать мировую музыку, которая наполняет вселенную от края до края. И тогда он может понять глубокий смысл жизни.
Музыка природы постоянно пробуждает музыкальное чувство в человеке, побуждает его петь и играть. В музыке человек непосредственно выражает свои чувства и переживания. Религиозные люди выражают свои религиозные чувства, светские изливают в песнях свои скорби и радости, связанные с повседневной жизнью.
Сейчас музыке учат в основном как искусству. Те, кто занимается музыкой, начинают с ее технической стороны. Однако музыка сложна и многогранна. Техника – только одна из ее сторон; это важнейшее достижении механической музыки. Есть три вида музыки – механическая, которая лишь приводит нечто в движение, органическая, которая организует живую материю и устанавливает ее жизненный ритм, и психическая , которая пробуждает скрытые силы души. Оккультная музыка которая объединяет качества этих трех видов музыки, сейчас только появляется в мире и доступна немногим. Она ставит перед собой более высокие цели и более широкие задачи, нежели обыкновенная музыка. Последнюю часто понимают как внешнее искусство, предназначенное для того, чтобы доставлять людям удовольствие и служить развлечением. Но так понимаемая музыка оказывается излишней.
Те, кто привносит оккультную музыку в жизнь, хотят применить ее во всей полноте. Но это может произойти лишь тогда, когда люди музыкально разовьются. Сейчас оккультная музыка дается вам лишь в виде начальных упражнений, как воспитательное средство, как метод облагораживания человеческого характера, как опыт создания музыкальной среды, необходимой для проявления высших сил души. Все силы души должны пройти через музыку, чтобы стать гармоничными и уравновешенными.
Воспитательная сила музыки – это и ее главная задача. В оккультной музыке применяется мощный метод проецирования мыслей, чувств и желаний от низшего мира к высшему, чтобы питать зародыши новых чувств и способностей, дремлющих в человеческой душе. Некоторые из высших чувств могут пробудиться только посредством оккультной музыки. Музыка действует на человека во всех направлениях. Это самый правильный способ организации человеческих мыслей, чувств и поступков. Как дыхание необходимо для очистки крови, так музыка необходима для очистки чувств.
Музыка – один из мощных методов настройки. Оккультные музыкальные упражнения, которые я вам даю, - я называю их упражнениями, а не песнями, потому что мы еще очень далеки от оккультных песен, - это метод трансформации энергий, метод всесторонней настройки. В человеке иногда развиваются чувства, страсти и желания, которые, если их не возвысить посредством музыки, направляются вниз, к центру Земли. Каким бы ни был человек, движение энергий у него происходит иногда в восходящем, а иногда в нисходящем направлении. Если он не знает этого закона, у него могут возникнуть тяжелые состояния. Если он разбирается в музыке, он может направить энергии вверх и трансформировать свое состояние.
Для оккультного ученика музыка является важным методом работы, одним из лучших методов сохранения и обретения энергии. Она охраняет его от внутренних и внешних неблагоприятных условий. Посредством музыки он учится сохранять равновесие, особенно в тех областях астрального мира, где происходят резкие перемены. Посредством музыки он учится укрощать "зверей" – сильные страсти и желания, животные влечения. Музыка укрепляет его телесно и душевно.
Оккультная музыка трудна для постижения. Для этого нужен тонкий слух и большое сосредоточение. Кроме того, человек должен освободиться от всех предубеждений, от всех традиций. Однако нельзя дойти до оккультной музыки, не получив сначала подготовку посредством обычной музыки, которая в своем техническом развитии является как бы предисловием к оккультной.
В современной светской музыке с оккультной точки зрения можно отметить два момента: момент радости и момент скорби, момент созидания и момент разрушения. В ней всегда есть нечто незавершенное, такое впечатление она всегда оставляет у слушателя. Иной раз, прослушав концерт и вернувшись домой, человек чувствует глубокую печаль. А при истинной музыке такое чувство не должно зарождаться. Музыка должна оставлять в душе человека радостное чувство, чувство подъема, творчества. В этом смысле я разделяю музыку на восходящую и нисходящую. К первой относится оккультная музыка, которая несет расширение и подъем творческих сил, ко второй – светскую музыку, в которой встречаются два упомянутых момента. Сейчас, однако, и та, и другая музыка необходимы, они дополняют друг друга. Но будущие музыканты создадут музыку , о которой современные люди не могут иметь даже представления.
Хотя современные музыкальные произведения и вызывают радость и скорбь как психическую реакцию, не следует забывать, что музыка , как чистое проявление разумного мира, не содержит в себе ни радости, ни скорби. Она уравновешивает силы, которые эти чувства пробуждают в душе человека. Единственное искусство, которое трансформирует, настраивает, уравновешивает и созидает во всех направлениях – это музыка.
Однако и в оккультной музыке допускаются определенные диссонансы. Они допускаются для равновесия. В человеческой жизни также есть диссонансы. С музыкальной точки зрения зло – это диссонанс в жизни. Но этот диссонанс необходим для перехода к новой гармонии. Нервная система современного человека не может выдержать абсолютной гармонии, которая вызывала бы в нем большое напряжение. Так что диссонанс – это момент отдыха, необходимый для смены состояния. Если диссонансов много и они следует через небольшие промежутки времени, они вызывают расстройство нервной системы. Если их немного, если они недолго длятся и далеко отстоят друг от друга, они являются необходимым средством для перемены состояния в жизни.
Оккультная музыка отличается от обыкновенной следующими качествами. Во-первых, в ней всегда сначала даются основные линии. В этом смысле ее можно назвать звуковой живописью. Как художник сначала набрасывает главные, основные черты, так и тут: музыкальный процесс развивается постепенно, так как ничто в природе не создается сразу.
Второе качество оккультной музыки: в ней никогда не допускаются слова или звуки, которые вызывают двойственное впечатление. Оккультная наука утверждает, что всякому слову соответствует определенное музыкальное выражение. В новой музыке слова и звуки подбираются соответственно друг другу. В обыкновенной музыке нет соответствия между словами и звуками, поэтому она не производит нужного эффекта. Часто слова какой-нибудь песни вызывают в сознании одни представления, а колебания звуков, из которых это слово составлено, производят на подсознание совсем другое впечатление. Поэтому в некоторых оккультных упражнениях ("Венир Бенир", "Махар Бену", "Вехади", "Нева Санзу") использованы слова из очень древнего языка – гармоничные слова, звуковое впечатление от которых соответствует их значению. Разумеется, эти слова, которые принадлежат оккультному языку, трудно перевести на современные языки. Кроме того, во многих оккультных упражнениях повторяется – может показаться, что без необходимости – одно и то же слово. Это делается намеренно, чтобы запечатлеть в сознании это слово с соответствующим звуковым обликом.
При этом каждое слово, которое происходит из духовного мира, несет в себе ритм, мягкость и благость. А ритм, соответствие между тоном и слогом, мягкость и пластичность есть там, где есть разумность. Оккультные упражнения верны, потому что выражают те звуки, которые существуют в природе. Оккультные упражнения – это мотивы природы.
Третье качество оккультной музыки: она отличается своей естественностью, своей крайней мягкостью, ясностью и картинностью – живыми природными образами. Оккультная музыка – это музыка образов и картин. Когда мы поем оккультные песни, они всегда вызывают в нас живые картины, какие создает только живой свет.
На земле гениальнейшее выражение разумности – это музыка, потому что музыка – это сгущенный свет, а свет – это выражение мысли. Разумность человека обусловлена его музыкальностью. Когда человек разумен в полном смысле слова, все его проявления музыкальны. Вообще о характере человека можно судить по степени его музыкальности. Чем более музыкален человек, тем и характер его более выдержан. Быть музыкальным в этом смысле слова не значит обязательно быть музыкантом – певцом или виртуозом, - а значит иметь глубокое понимание музыки, глубокую музыкальную природу, музыкальную душу. Если человек музыкален в душе, он будет выражать музыкально свои мысли, чувства и поступки.
Музыкальное чувство помогает развитию способностей человека, прежде всего – его мыслительных способностей. Пока человек не разовьет в себе музыкальное чувство, он не может правильно мыслить. Без музыки мысль не существует. Я имею в виду внутреннюю, реальную музыку, а не внешнюю, механическую музыку как появление музыкальной техники. Если человек хранит музыку в себе, он мыслит правильно, потому что каждая правильная мысль, каждое правильное чувство представляет собой правильное сочетание тонов. В самом широком смысле слова музыка есть и в мыслях, и в чувствах, и в желаниях. Если в человеке есть музыка, есть гармония, он будет чувствовать, будто что-то в нем тихо поет: где-то глубоко в душе он будет слышать непрерывную гармонию. Это музыкальное состояние успокоит его сердце и ум и даст новое направление его мысли.
Сейчас люди жалуются, что их мысли и желания не осуществляются. Почему? – Потому что эти мысли и желания лишены музыки, поэзии. Если бы в мыслях и желаниях людей были музыка и поэзия, они непременно бы осуществлялись. Люди, у которых чувства огрубели, не имеют в себе музыки. Люди, питающие нежные, мягкие тонкие чувства, музыкальны, они могут петь и играть и по сознанию стоят выше первых. Там, куда проникла музыка, люди благороднее, лучше устроены, имеют более правильные черепа. Музыкальная жизнь человека отражается и на его физическом устройстве, прежде всего – на лице. Поэтому человеку нужно петь и играть. Музыка не только поможет его оформлению в телесном и душевном отношении, но постепенно отодвинет и тревоги, которыми полна жизнь, и уравновесит его душевные силы. Ум его всегда будет светел и спокоен, память – свежа и сильна.
Человек должен петь и играть, чтобы связаться с сознанием природы, с высшим разумным миром. Однако прежде всего он должен петь и играть для себя самого. Таким образом он воспримет музыку высших миров, одновременно передавая ее другим. Поэтому необходимо, чтобы все духовные общества начинали и кончали свою работу музыкой. Этим они привлекут те силы природы, которые гармонируют с ними. Они обратят на себя внимание возвышенных существ духовного мира, которые крайне музыкальны. Те заинтересуются ими и примут определенное участие в их работе. А спускаясь, они обязательно оставят нечто ценное, некий дар.
Каждый великий певец или музыкант – выразитель множества душ, которые проявляются через него, чтобы воздействовать на людей. Вибрации этих возвышенных душ, проецируемые через музыку этого исполнителя, разносятся далеко в пространстве и оказывают благоприятное влияние на людей. Еще сильнее воздействие, кода человек непосредственно слушает великого певца или виртуоза. Тогда он связывается не только с ним, но и с множеством других существ, проявляющихся через этого исполнителя.
Кто поет – тот здоров, и кто хочет быть здоров – должен петь, будь он весел или печален, в хорошем или в дурном расположении духа. Именно когда человек нерасположен, ему нужно петь. Пение должно быть непрерывным процессом в человеке; когда человек поет, он все время что-то обретает. Люди, которые не поют, постоянно беднеют.
Пение – это сила. Каждый тон имеет особые колебания, которые соответствуют определенным природным силам, определенным мыслям и чувствам. Если правильно взять определенный тон, он может иметь огромную силу. Под звуки музыкальных инструментов падали стены, разрушались мосты, разлетались на осколки электрические лампочки; это современные опыты, которые показывают, что библейский рассказ о падении стен Иерихона под звуки труб - не легенда, не поэтический вымысел.
Тело человека – сложный музыкальный инструмент, который нужно постоянно настраивать и держать в тонусе. Человеческий организм имеет свой специфический ключ, который определяет тоны отдельных органов в соответствии с тем, какие функции они выполняют и как они вибрируют. Оккультными музыкальными упражнениями, построенными в определенных тональностях, можно воздействовать на определенные органы тела.
Будущая музыка – музыка шестой расы – будет лечить. Она будет магической. Она будет помогать человеку оживлять природу. Камни, деревья, ручьи – все будет оживать в этой музыке. И когда мы говорим, что новая культура придет, когда цветы заговорят, мы подразумеваем, что человек начнет воспринимать музыку, которая от них исходит. Люди начнут улавливать музыку, которой проникнута вся природа. Потому что в своей глубине цель музыки в том, чтобы зажечь в человеческой душе священный огонь Любви. Если зажжется этот огонь, человек сможет все – учиться, работать, творить.
Музыка как внешнее, техническое искусство – это одно, как организованная сила в природе, как искусство, содержащее и передающее определенные идеи - другое. Кто владеет музыкой как внешним искусством, играет посредством техники. Кто понимает музыку как глубокое проявление Бытия, играет посредством вдохновения, играет и поет с душой. Чтобы играть и петь с душой, музыкант должен знать законы. Он должен уметь излучать двойника и помещать его в голосовые связки или в свой музыкальный инструмент. Это даст ему возможность извлекать из своего инструмента любые звуки, какие он захочет. Когда человек поет от души, в нем проявляется всплеск чувств, которые вызывают расширение сердца, а в уме появляется больше света и силы. Музыка вносит в душу расширение, в дух – силу и мощь, в сердце – мягкость и тепло, а в ум – свет и свободу.
При пении большую роль играет вдохновение. Кто поет вдохновенно, тот свободен. А свобода есть только там, где музыка выражает возвышенные идеи. Оккультная музыка требует присутствия ума, сердца и воли, требует равновесия. Человек должен иметь дисциплинированную волю, ничто не должно его смущать, поскольку музыка – это великий Божественный процесс, который существует во всем космосе, во всей природе. Оккультная музыка не допускает поверхностного исполнения, она требует содержания, глубины. В ней не допускаются никакие неестественные колебания голоса, никакие тремоло. Подобные вещи вызывают через некоторое время нежелательные последствия в жизни человека, потому что природа не терпит никаких аномалий. Правильное пение подразумевает выразительность. Нужно не тремолирование, а живость, подвижность голоса. В каждый тон нужно вложить и мысль, и чувство, и волю. Потому что если в голосовых связках действует только мысль, голос будет сух. Если действуют только чувства, голос будет расплывчат, сентиментален. Если действует только воля, голос будет очень громок.
Чтобы пение в оккультной музыке было выразительным, оно должно быть картинным, образным. Чувство поистине необходимо при пении, но это чувство должно развиться в образы, а это – умственный процесс. Поэтому при оккультном пении поющий должен мыслить, должен переживать живые образы и проецировать их в пении. Все идеи в его уме должны быть ясными, животрепещущими. В пении он должен давать им музыкальное выражение. Нужно переживать то, что поешь, и умом, и сердцем, и душой. При таком пении в ум и в сердце человека вливаются мощные силы. Как будто все Бытие поет и принимает участие в его пении. Такое переживание невозможны выразить словами.
Те же законы действуют и при игре на музыкальных инструментах. Виртуоз в оккультной музыке, играя на своей скрипке, связывается с великим космическим миром, и его игра сразу вызывает отклик. Кто умеет слушать, услышит, что играет не одна скрипка, а множество скрипок – тихо, гармонично. Звуки этих скрипок сливаются в величественной гармонии. Потому что Божественный мир поистине есть гармония, музыка, музыкальное единение великих душ. Понятно, что подобное пение и игра недоступны обыкновенным музыкантам. Если у музыканта есть какие-нибудь болезни, музыка, о которой я говорю, для него недоступна.
Чтобы при пении ввести в действие волю, пение нужно связать с движением. Музыка получает особое выражение в движениях. Когда музыка соединяется с движениями, она становится красивой. Если ее соединить со словами, она становится еще более красивой. Все должно оживать в музыке, все должно прийти в движение. Все тело должно вибрировать и двигаться музыкально, все движения должны быть музыкальными. Движения осуществляются по определенным законам, как звуки сменяются по определенным законам. Посредством музыки мы можем прийти к естественным движениям и тогда поймем, что в каждом движении человека проецируются вовне определенные потоки, посредством которых происходит естественный обмен между ним и природой. В этих движениях он одновременно и дает, и берет. Есть закон: когда движения совпадают с тонами, они становятся великой магической силой.
Чтобы привлечь творческие музыкальные силы природы, музыкант должен посвятить свою жизнь служению человечеству. Истинный музыкант должен быть жрецом музыки. Так он продолжит традиции тех первоначальных музыкантов, адептов музыки, которые изначально культивировали ее в древних посвятительных храмах, чтобы потом распространить среди людей.
Истинные певцы, истинные музыканты пришли на землю с определенной задачей – поднять, возвысить скорбящие, страдающие, падшие души. И действительно, хорошие певцы всегда вносят что-то от себя. Поэтому о них говорят, что они поют с душой. Есть певцы, которые не вносят ничего от себя, их пение безразлично. Оно усыпляет человека, действует на него гипнотически. Хорошее пение оживляет, ободряет, вызывает подъем. Оно будит мысль, заставляет углубиться в себя, уносит нас в созерцание. Кто хоть раз услышит такое пение, никогда его не забудет. Будущий музыкант должен вдохновляться идеей, что его музыка совершит переворот в душах падших людей. И если бы вы меня спросили, в чем заключалась работа певца, который пел год подряд, что он принес миру, я бы вам сказал, что с точки зрения нынешних людей он ничего не принес, но с точки зрения высшей космической математики этот певец совершил существенную работу – он создал в идеальном мире ряд красивых форм, которые лягут в основу будущей культуры. В этом смысле все певцы – пионеры будущей культуры. Нынешняя жизнь определена певцами прошлого, а нынешние певцы определяют будущую жизнь. Мы рассматриваем музыку как творческую энергию, как формирующую силу, которая лежит в основе человеческой мысли.
Истинная музыка может исходить только от людей, воздвигших в своем сердце алтарь, на котором ангелы – величайшие музыканты – приносят Богу свои жертвы, свои вдохновенные песнопения. Где есть музыканты, в сердцах которых воздвигнуты такие жертвенники, там горит священный огонь Любви. Там возносятся к небу священные гимны – служение Богу посредством музыки.
1 Текст представляет собой сделанную учениками подборку отрывков из бесед и лекций Учителя Беинса Дуно.
Музыкальная редакция, переложение для фортепиано и комментарии М. Папуша ( в формате PDF (текст и ноты)