Слово об Учителе-Паша Теодорова-1954

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

Паша Теодорова

«Изгревът» на Бялото Братство пее и свири, учи и живее.

С.2000, т. XIII, с.268-275

Перевод Островой Е.И. (М.2008)

Паша Теодорова

Дорогие братья и сестры, дорогие гости!

Этим вечером я представлю живые и светлые воспоминания о жизни и деле нашего любимого Учителя. Это связано с десятилетием со дня его ухода – днём 27 декабря 1944 года, датой статичной, которая не растёт, не цветёт и плода не даёт. Однако эта дата неразрывно связана с другой, великой датой, 12 июля 1864 года, с рождением Учителя, восхождением звезды великого дела – дела освобождения человечества от материального и духовного гнёта, от материального и духовного рабства. Эта дата написана солнечными буквами на необъятном небосводе, где ни человеческая рука не может её зачеркнуть, ни тьма не может её объять. На том же месте и теми же буквами записан один из великих методов, которым Учитель пользовался для ценных постижений, а именно - «С Любовью и светом к миру, прогрессу, свободе».

С этой даты, с 1864 года, до сегодняшней, до 1954 года, прошло 90 лет,

целая эпоха, которую можно разделить на три неравных периода, на три больших, длинных дня: вчера, сегодня и завтра.

Вчерашний день это день недавнего вчерашнего прошлого, когда мы видим Учителя ещё молодым человеком, известным под семейным именем господин Пётр Дынов1, видим его с факелом истины в одной руке и чемоданчиком в другой, ходящим по Болгарии из города в город, из села в село. Исполненный великой идеей показать человечеству путь самопознания, он проводил измерения человеческой головы, чтобы узнать, каким капиталом располагает человек и какие начинания его влекут. Так он ходил неровным, негладким путём, один, без чьей бы то ни было поддержки, проявляя бескорыстные усилия и труд. Этот период - вчерашний день - может быть назван «периодом подготовки и труда».

Бывший учитель Сливенской гимназии рассказывал: «Как-то раз весенним днём в учительскую вошёл директор вместе с каким-то молодым господином и отрекомендовал его нам как господина Петра Дынова, известного френолога, который изучает и проверяет свои знания относительно черепа людей. И что сейчас тот хочет сделать ряд измерений своими инструментами у некоторых учеников. Мы посмотрели на него с недоверием, - продолжал рассказывать наш брат. А вслед за этим в учительскую позвали нескольких гимназистов, были среди них и способные, и посредственные ученики. Г-н Дынов сел на стул и, не доставая своих инструментов, начал говорить: «У этого ученика математические способности». Мы сразу поторопились вынуть свои классные журналы, чтобы посмотреть, верно ли это. Да, действительно, у мальчика стоит шестёрка. Затем он указал на другого ученика: «А у этого исторические способности, хорошая и крепкая память». Мы снова посмотрели в журналы – точно, стоит шестерка. Значит, он узнавал способности учеников, не применяя инструментов. А мы лишь смотрели в свои журналы и проверяли истинность его слов. Затем уже он приступил к измерениям. Проводы г-на Дынова были полны доверия и дружеских к нему чувств.

Так работал г-н Дынов целых одиннадцать лет, после чего по внутреннему прозрению был принят и признан всеми под именем Учителя. Вокруг него собиралось много людей, жаждущих духовной науки и чего-то более значительного, чем повседневность. Так создалось духовное общество под названием «Всемирное Белое Братство», главой которого является Слово, а его ореол (лучи, излучение) – великие добродетели, вечные принципы жизни – Любовь, Мудрость и Истина с одной стороны, Правда и Добродетель – с другой. Сотрудниками этого великого дела были так называемые Белые Братья. Кто такие Белые Братья? – Это все добрые и разумные люди по лицу земли, люди со светлыми и широкими умами, с благородными и возвышенными сердцами, с гранитной и алмазной волей, не отступающей ни перед какими трудностями и препятствиями. Этот период является периодом сегодняшнего дня, настоящего, его назовём периодом трудной, тяжёлой, бескорыстной и неутомимой работы. Такая работа продолжалась до 1944 года, до 27 декабря.

С этого дня начинается третий период – «завтрашний день» - период жатвы, когда любовь идёт собирать свои плоды. Начало «завтрашнего дня», жатвы, - 1944 год, конец же этого дня не виден, он идёт параллельно с вечностью, он - самый долгий период.

Интересно, что все, кто его знал или как г-на Дынова, или как Учителя, и люди завтрашнего дня, также воспринимающие его как Учителя, все говорят: «Это была одна и та же личность, один и тот же образ, одна и та же воплощенная идея, один и тот же служитель вечных принципов». К нему шли, посещали его, входили и выходили из его комнаты с одинаковым благоговением. Спрашиваю себя - почему? Не было ли это увлечением? Каждый знает силу и долговечность увлечений. Они – солома, ожидающая, чтобы чиркнули спичкой, она вспыхивает и исчезает.

Мне вспоминаются слова посетителей больших художественных галерей в Москве, Париже, Лондоне. Италии, которые говорили: «Мы входили в эти галереи с благоговением, а выходили с ещё большим благоговением, потому что смогли увидеть художественные произведения в оригинале». Каждый ищет оригинал. В оригинале – Божественная искра, в оригинале - Божественный свет. Так и мы входили и выходили от Учителя с таким вот благоговением. Там мы слушали, как в художественном слове нам говорили о жизни в оригинале. Каждый недоволен отклонением, которое совершил в своей жизни. Мы слушали, как нам говорится о жизни без примесей, без осадков, о жизни как науке и искусстве, как музыке и песне, как гармонии и мелодии, о жизни, как разумности. И ещё многое мы слушали о жизни в оригинале. Мы слушали об истинных правильных отношениях между людьми, опять-таки в оригинале, всё чисто, без примеси, без осадка. Как же не входить с благоговением, не слушать с благоговением!

В какой форме изливалось Слово Учителя? Существует много форм речи. Учитель не избрал пропагандистской формы, которая обязывает человека. Он не избрал и ораторской речи, которая будоражит человека. Он не избрал и философской отвлеченной мысли, иногда туманящей голову человека. Он не воспользовался и строгой речью моралиста, которая изобличает и настраивает слушателей против себя. Он выбрал самую естественную форму для передачи Слова – беседу, проходящую в задушевной и дружеской обстановке. Так он поставил сознание слушателей на более высокий уровень. Он начинал беседу песней и молитвой.

Беседа – это словесная прогулка, её конечной целью Учитель ставил достижение высоких вершин Слова. На этой словесной прогулке он показывал нам все примечательные места и справа, и слева, и говорил, что-нибудь о них, но целью были высокие вершины. Когда мы достигали их, он оставлял нас там, и каждый в соответствии со степенью своего сознания постепенно спускался. И не удивительно, что братья и сёстры со всей Болгарии, прибывавшие за неимением другой возможности лишь раз в году слушать Слово, говорили: «Мы услышали одну беседу, но будем помнить её долго». Значит, они так поднялись, что пока будут спускаться с высоких вершин, им есть что изучать.

Часто Учитель говорил: «Учитесь от всего, но держитесь добра». Учитесь у внешнего мира, учитесь у светских людей, учитесь у детей, учитесь у простых людей. И в этом смысле я вспоминаю один характерный случай, относящийся к концу общеевропейской войны. Как-то в ноябрьский день была проведена беседа. Когда все братья и сестры, все посетители начали расходиться, одна простая, скромная на вид женщина приблизилась к Учителю и сказала: «Я случайно проходила по вашей улице и увидела, как в один маленький белый домик входит много людей, а обратно никто не выходит. Я подумала: «Если это учреждение, то ведь сегодня воскресенье, оно не работает». А затем сказала: «Войду и я». Вошла и услышала. Я осталась очень довольна. И сейчас не знаю, как к тебе обратиться: «г-н доктор» сказать, «г-ном профессором» тебя назвать, «сын мой» сказать тебе, обратиться «Учитель», «Господом» назвать тебя?» Тут она остановилась, её мысли больше некуда было подниматься. «Я услышала и поняла, что ты знаешь многое, прошу тебя, скажи мне, когда кончится война?» Учитель посмотрел на неё и тихо ответил «Скоро кончится война». Женщина продолжала: «Да, но положение день ото дня становится всё более тяжёлым». – «Знай одно, - сказал Учитель, - когда вещи становятся тяжёлыми, когда ситуация сгущается, когда болезнь идёт к своему кризису, тогда наступает конец. Скоро война кончится». – «Очень тебе благодарна», - сказала женщина и вышла. И действительно, война вскоре кончилась. Я заинтересовалась тогда и проследила за женщиной. Она хорошенько запахнула одежду и зашагала к выходным дверям. Она не остановилась, чтобы спросить, кто этот человек, к какой нации принадлежит, кто его заставляет говорить. Тогда я вспомнила один великий закон, данный Учителем: «Тот, кто ищет Истину, никогда не интересуется мелочами». Я поняла его благодаря этой простой женщине.

Учитель много говорил о жизни. Мы спрашиваем себя: «О какой жизни?» Другой хороший пример ответит на этот вопрос. Сам Учитель отвечает на него. Был 1920 год. Беседа. Учитель говорит. Вдруг открываются двери, и одна незваная гостья встает посреди комнаты. С негодованием и протестом она обращается к Учителю. - «До каких пор ты будешь вводить в заблуждение этих людей? До каких пор будешь сбивать их с пути? До каких пор будешь смущать их умы?» Вероятно, довольная тем, что излила свой гнев, она больше ничего не говорила. Некоторые из наших братьев с сильными и крепкими мышцами, возможно, приготовились схватить гостью и под руку, деликатно, а может быть и погрубее, вывести вон. Однако к нам направился взгляд Учителя, а затем он обратился к женщине и сказал: «Сестра, у меня одна вина. Я – первая весенняя птичка, прибывшая заранее, прилетевшая раньше всех подружек. Своей песней я возвещаю всему миру: «Идёт весна жизни! Идёт новое в мир! Идёт новая жизнь! Идёт новый день! Вслед за мной явятся ещё тысячи, бесчисленное количество весенних птичек, своим щебетом они возвестят то же самое. Идёт новая жизнь! Идёт новое в мир!» Незванная гостья посмотрела, что-то поняла, поклонилась и молча вышла.

А сейчас я перехожу к последним дням пребывания Учителя на земле среди нас. Это было приблизительно 24, 25 декабря 1944 года. Учитель тихо шептал что-то про себя, но острое ухо услышало следующие слова: «Закончилась одна небольшая работа». Пять слов2 - «Закончилась одна небольшая работа». Для нас это не пять сухих слов, не записанных стенографом. Слова эти запечатлены веками будущего. Они – ребус, загадка, они – откровение. Наша мысль усиленно закипела в поисках ответа. Что означают эти слова? И тогда я вспомнила одно хорошее письмо Учителя к своему ученику, в котором он рассказал ему легенду. В древности, в далёком прошлом существовало царство под названием «царство Адитов». Единственный возлюбленный сын тогдашнего царя пожелал получить от своего отца вечно горящую свечу. Отец решил удовлетворить желание сына. Он собрал всех мудрецов, всех адептов, всех философов царства и повелел им найти такую вечно горящую свечу. Адепты и мудрецы задумались. Один же из крупных адептов сообщил царю, что он может найти такую свечу, - он превратит сердце простой, чистой и любящей пастушки в такой вечный свет. Действительно, сердце одной чистой, простой и любящей пастушки превратилось в вечно горящую свечу. Царский сын обрадовался своему приобретению. Днями и ночами он читал при этом свете; днями и ночами приобретал всё больше знаний, которыми радовал себя, своих ближних и свой народ. Такова легенда.

Но сегодня и в прошлом мы являлись свидетелями явной действительности, опыта. Перед нами была вечно горящая свеча. Каждый, кто прикасался к этой свече, получал пользу. Он зажигал свою маленькую или большую погасшую свечу и продолжал как царский сын радоваться новому, прекрасному свету. Действительно, закончилась одна небольшая работа. Каждый из нас видел, будь то извне или же изнутри, эту вечно горящую свечу, но в обоих случаях вечно горящая свеча – это тот, кто ведёт нас по пути. Что получил и понял каждый от света вечно горящей свечи? Женщина поняла своё великое предназначение и встала среди человечества как равноправный член. Ученый расширил свой умственный кругозор, обрёл новое направление мысли. Алхимик осуществил свою древнюю мечту – превращение материи. Новый химик добрался до одной из тайн жизни и сумел раздробить материю на бесчисленные малые частицы, обещающие сегодня человечеству не разрушение, а вечное благоденствие, обещающее материальные и духовные чудеса. Врач открыл новую страницу в своём призвании. Он понял, что человек лечится не когда болен, но когда здоров. Он понял, что будущая медицина это медицина здоровых людей. Социолог нашёл безболезненное решение всех социальных вопросов, педагог открыл вечные методы, ведущие, прежде всего, к самовоспитанию, а затем к воспитанию своего ближнего. При новом свете вечно горящей свечи музыкант заменил струны своего инструмента и запел новую песню благодарности к тому, кто одарил его Божественным даром. Поэт и писатель настроили свою лиру на новый лад и погрузили своё золотое перо не в чёрные чернила, а в нектар великой любви. Турист связался с живой, разумной природой и понял, что из неё черпает истинное обновление для благородной и сознательной работы в жизни. Молодой человек встал на тропу вечного рассвета, а зрелый человек и старый поняли, что их дело направлено к мудрости и вечному совершенствованию. Больной осмыслил свою болезнь и понял, что только с помощью смирения он сможет вылечиться. Здоровый понял, что его задача помогать слабым и больным. Бедный понял смысл бедности, богатый – смысл богатства. Так оказалась зачёркнута вековая вражда между ними, и они подали друг другу руки для взаимопомощи. И ещё много, много людей и существ пользуются светом этой вечно горящей свечи – наследством для всего мира.

Я бы закончила здесь свою речь, если бы в этот момент не увидела вопросительный взгляд болгарского народа и Болгарии. Они меня спрашивают: «Если это – наследие для всего мира, то нет ли и для нас чего-то?» Обращаюсь к болгарскому народу со словами: «И для тебя есть доля, и притом большая доля». Тот, кто принёс вечно горящую свечу, поднял уровень твоей духовной жизни. Я говорю: «Радуйся, что из твоей среды вышел тот, кого ты не знаешь, но кто работал на тебя. С тем светом он исследовал каждый уголок твоей земли и там, где нашёл целину, вспахал её, обработал, удобрил, превратил в чернозём и посеял в неё семя новой жизни, семя вечной жизни. Болгарский народ спросит меня: «Большим ли был этот человек?» - «Не знаю, насколько он был большим, но его рост трудно определить». Я скажу: «Для меня он – Учитель, для меня он большой работник в мире, для меня он – строитель новой духовной мысли».

Сейчас я обращаюсь к Болгарии и говорю: «Малая и великая Болгария! У тебя большая доля в этом великом наследстве. Говорю «малая», потому что ты сама измеряешь свои границы. Говорю, что ты великая и сама не знаешь, почему великая. В тебе родился, жил, на твоей почве и в твоих условиях работал тот, кто посадил семя великого дерева жизни. Он нашёл самую здоровую почву для того, чтобы его посадить, почву, из которой никто не сможет его выкорчевать и где никто не сможет злоупотребить его плодами. Вокруг этого дерева был создан великий оазис. Туда идут и будут приходить жаждущие и страждущие для утоления своей жажды и лечения своих болей.

Кто-то скажет: «Что из этого? Одно дерево. Болгария полна деревьями». – Но это плоды, которые не гниют, которые остаются в вечности.

И я думаю, если и тебе, Болгария, определено быть рассадником этих плодов, мала ли твоя задача? Если тебе, Болгария, определено сыграть роль Иосифа в Египте, к которому со всей Иудеи шли голодные, чтобы взять пшеницы, - не велика ли твоя миссия? Да будет благословенно это дело!

А сейчас я заканчиваю вновь последними словами Учителя, тихо произнесёнными за день-два до ухода. Их не записали стенографы, но эхо отнесло их далеко в вечность. Это были слова, в которых ясно читается, для кого и ради чьей славы работал Учитель: «Да прославится Бог в Белом Братстве и да прославятся Белые Братья в Божьей Любви!»

София. Изгрев.

27 декабря 1954 г.

8 ч. 30 м. вечера

____________

1. Петр Дынов – светское имя Учителя Беинса Дуно (болгарское написание – Петър Дънов). Другое используемое в России звучание имени: Петр Донов. Беинса Дуно – духовное имя Учителя.

2. На болгарском языке это не четыре, а пять слов: „Завърши се една малка работа." (прим. перев.)

«Изгревът» на Бялото Братство пее и свири, учи и живее. С.2000, т. XIII, с.268-275

Перевод Островой Е.И. (М.2008)

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ 1955